По сравнению с советским временем походы сейчас не так популярны. А детские походы и вовсе стали редкостью. Но походы – это среда для развития других полезных навыков, казалось бы, совсем не походных. Здесь получается делать то, что не так-то просто сделать в школе. Здесь естественным образом складываются те привычки, над формированием которых родители дома ломают копья.
Во-первых, здорово развивается самостоятельность. Более того, в походе сложно не быть самостоятельным. Например, если хочешь поесть, нужно самому взять чашку, ложку, пойти и положить себе еды или попросить у раздающих. Самому пожарить сосиски на палочке или зефирки над костром. В походе, даже однодневном, сталкиваешься с непреодолимой силой в виде мороза, жары, дождя или ветра. Поныть и избежать этих неприятностей не получится, поэтому преодолеваешь и начинаешь опираться на себя. В каждом походе нужно пройти какой-то километраж, а это тоже преодоление, договор с собой. Вот и самостоятельность.
Во-вторых, дружба. В поход так или иначе идет группа. И не всегда с тобой идут те ребята, с которыми ты хочешь общаться. То есть ситуация, как в любом классе. Но идти и просто смотреть в сторону – тяжеловато, поэтому в походе дети начинают общаться.
В нашем детстве у нас был двор, и там мы усваивали какие-то очевидные правила дружбы. Но современным ребятам, оказывается, они совсем не очевидны. Многие не знают, а как это – дружить? Что делать-то нужно? А у дружбы есть свои составляющие. Например, чтобы она завязалась, одному нужно обязательно интересоваться другим. Если интерес искренний и взаимный, рождается дружба. Если же интерес меркантильный, то это уже другие отношения. В походах поводов для интереса искать не надо: один разводит костер, второй наблюдает, начинает помогать, собирает хворост. И совершенно естественно проявляются заинтересованность и важность друг друга.